четверг, 22 декабря 2011 г.

Прерафаэлизм. Открытие. 10 лет спустя!

22 декабря перед Новым годом областной художественный музей порадовал посетителей новой выставкой – «Прерафаэлиты и фотография». У этой выставки уже есть своя история в Томске. Фотографии эпохи прерафаэлитов была собрана британским советом, а затем передана в дар Томскому областному художественному музею в 2001 году и спустя 10 лет выставка снова оказалась на стенах выставочного зала.


Фотографии эпохи прерафаэлитов брала вдохновение у итальянских художников, которые в своих живописных работах – стремились к ярко освященным деталям, ландшафт играл роль сценического задника, часто отсутствует небо. Они отказывались от изображения предметов в пространстве. Поэтому последователи прерафаэлитов в фотографии стремились запечатлеть как можно больше деталей.
В 1848 в движении прерафаэлитов уже сформировалось две тенденции: «прозаическая» - стремление к правдивому изображению природы, факта и «поэтическая» - изображение темы, уход в мир фантазии. Профессионалы – Х.П. Робинсон и Оскар Райлендер – надеялись, что обращение к модным темам прерафаэлитов – «средневековым», теннисоновским – с их одухотворенными, мечтательными женщинами, принесли им успех. Любители – Леди Хаворден и Льюис Кэрролл – они были лично связаны прерафаэлитами и разделяли их идеи. Те и другие использовали точную фокусировку. Позже Джулия Маргарет Камерон отказалась от этой техники ради неопределенных очертаний и свободных тональных мазков, и это стало новым этапом движения в плане соответствия поставленной цели и избранных изобразительных средств.
Новые фотографии середины 19 века имели свои характеристиками: на них отсутствовал цвет, но фотография возмещала этот недостаток другим качеством, присущим и прерафаэлитам, - точностью. Еще более усовершенствовали точность технические нововведения: чувствительная фотобумага и мокрый коллодионный процесс. Связь между прерафаэлитами и фотографами очень глубока и подкреплена духовными интересами. Известно, что Д.Г. Россети, Мэддокс Браун, Милле при создании своих картин  пользовались фотографиями, а фотографы использовали в своих работах прерафаэлитские темы. Прерафаэлизм стремился к независимости от отмирающих академических традиций; фотография позволяла фиксировать нестатические предметы. Оба эти направления сходились в выборе натуры, тем и сюжетов для своих произведений. Те и другие оказались от многочисленных романтических приемов (думка, туман и т.п.), чтобы подчеркнуть техническое мастерство и воспеть осязаемую реальность, воспроизвести сложные и изысканные структуры…
Выставка стала замечательным подарком всем жителям Томска. Выставка открылась 22 декабря, но проработает до февраля. Каждый успеет окунуться в эпоху прерафаэлизма этой зимой…

Материал: Компанец (Skela) Александра
















































Комментариев нет:

Отправить комментарий