вторник, 7 февраля 2012 г.

Как оживает кукла

  Настоящие волшебники собрались на три дня в театре «Скоморох». Конструкторы, художники, бутафоры из Кемерово, Новокузнецка, Ханты-Мансийска, Железногорска, Нижневартовска, Томска и Северска. Именно они делают сценический мир волшебным, живым, и с их помощью на глазах зрителей происходят настоящие чудеса. В нашем городе их собрал мастер-класс «От эскиза к воплощению» одного из лучших театральных сценографов и конструкторов кукол Виктора Платонова.

  Заслуженный художник России, лауреат премии «Золотая Маска» Виктор Платонов — человек невероятно интересный, удивительный. Общение с ним — большое событие для работников театра. Одна из самых известных работ Виктора Леонидовича — постановка вместе с Резо Габриадзе «Песня о Волге» в Санкт-Петербургском театре Сатиры на Васильевском острове. Спектакль стал обладателем премий «Золотой софит» и «Триумф», а сыгравший в нем Платонов получил «Золотую маску» за лучшую мужскую роль.
  В качестве художника-конструктора Виктор Платонов много лет работал в мастерских известнейшего на весь мир Центрального театра кукол им.С.Образцова и на киностудии «Союзмультфильм». Он также преподавал в филиале Санкт-Петербургской Академии театрального искусства «Интерстудио». Сегодня Виктор Леонидович — главный художник московского театра-студии «Человек».
  «Здесь вживляем в глаз небольшую подвижную ось, вот так закрепляем суставчик», — говорит Виктор Платонов коллегам, и ощущение такое, словно слышишь разговор хирургов в операционной. И ведь точно: чтобы кукла ожила в руках актера на сцене, художники, конструкторы, бутафоры должны проделать колоссальную работу. Виктор Леонидович постоянно придумывает новые технологии изготовления кукол и ему действительно есть, что рассказать и чем поделиться.
  — Мне хочется передать моим коллегам все, что я знаю, поделиться всем своим умением, — говорит Виктор Платонов. — К сожалению, сделать это в рамках мастер-класса невозможно — время и формат не позволяют. Ведь вопросов у участников возникает очень много, у всех свои заботы и беды, свои проблемы. И всем хочется помочь и найти решение той или иной театральной задумки. Поэтому я не то, чтобы учу их. Я помогаю правильно формулировать задачу и найти пути к решению тех задач, которые обязательно возникают, когда идет работа над созданием куклы, сценического образа или декорации к спектаклю. Начинается все с идеи. Когда художник задумывает образ, он уже на этом этапе должен понимать, какими средствами сможет воплотить этот персонаж, сделать его реальным.
  Чтобы понять, как это работает, участники мастер-класса должны были совместно найти возможность воплощения заданного образа. В итоге получилась невероятная лошадь, которые театралы подарили Виктору Платонову на память.
  — Вы знаете, встретиться с таким мастером, таким человеком — это большая удача, — рассказывает участник мастер-класса Валентина Войтенко, заведующая постановочной частью в нижневартовском театре кукол «Барабашка». — Такое, к сожалению, случается крайне редко. Ведь таким художникам, как Виктор Леонидович, есть, что рассказать, у них уникальный, богатейший опыт. Для бутафоров, художников, конструкторов это очень значимая встреча. Она вдохновляет, подвигает на создание новых нестандартных решений. И уже к концу семинара понимаешь, как много еще хочешь спросить у этого удивительного профессионала своего дела.
Как снежный сугроб превратить в зеленую клумбу, как заставить расцвести засохшее дерево, или сделать так, чтобы прямо на глазах зрителя увял красивейший цветок — обо всех этих сценических чудесах рассказал на мастер-классе Виктор Платонов. Отдельный интерес вызывал, конечно же, вопрос создания кукол.
  — Что нужно, чтобы сделать куклу? Да ничего особенного, — говорит Виктор Платонов. — Руки, голова, капелька таланта и кусочек души. Тогда все получиться. Для меня сегодня в театре кукол загадок почти нет. Как сделана кукла, и из чего она состоит — все это я вижу сразу, мне не надо ее пристально разглядывать. Хотя больше люблю смотреть спектакли как зритель, а не как профессионал. Ведь волшебство зависит от того, как ведет себя кукла. Если ты перестаешь понимать, что это кукла, а воспринимаешь ее как живое существо, и тебя увлекает сама история, вот тогда ты веришь.
  Известный художник признается, что жителям провинциальных городов сегодня больше повезло, чем москвичам. В их театрах дела обстоят лучше, чем в столице. А то, что сегодня происходит со столичными театрами кукол, иначе как бедой назвать нельзя.
  — Знаменитый театр Образцова растерял все, чем он владел когда-то, — с грустью в голосе констатирует Виктор Леонидович. — Они стараются приглашать режиссеров, но любому режиссеру трудно работать в чужом театре. Поэтому путь к успеху там еще предстоит долгий. А пока театр находиться в плохом состоянии. По тому, что мне удается увидеть и услышать, я считаю: театры кукол в России в живут интереснее. Возникают хорошие спектакли, интересные режиссеры, актеры. К сожалению, я стал реже ездить по стране. Чаще вижу то, что привозят в Москву, например, на «Золотую маску» или гастроли.
  О театре Виктор Платонов сегодня говорит больше и охотнее, чем о мультипликации. Считает, что эта часть профессиональной жизни, похоже, навсегда ушла. Когда-то в молодости он был настоящим фанатом мультипликации, и попадание на крупнейшую в советском союзе студию «Союзмультфильм» воспринимал как подарок судьбы. Сегодня он в этом производстве разочаровался.
  — Я ушел, и у меня нет больше желания заниматься мультипликацией, — говорит Виктор Леонидович. — Хотя может на каком-то другом этапе жизни мне это снова будет интересно. Но сейчас мне хочется заниматься только театром. Ведь мультипликация — это производство. Технология достаточно тяжелая, и нужен труд многих специалистов. Одиночки в этой сфере есть, но их очень мало. Норштейн работает сейчас в одиночестве, и годы уходят у него на его фильм, потому что он лишен помощи, поддержки. Так работают и остальные. Но это — редкие свершения, не все на них способны.
  Виктор Платонов не согласен с всеобщей ностальгией по советским мультфильмам и восхвалением этих работ как одних из лучших в мире. Говорит, восприятие советской мультипликации у нас очень одностороннее. Ведь ничего другого тогда и не было. К нам за железный занавес не попадали лучшие образцы заграничной мультипликации. И мы не видели многого из того, что в создавалось в мире.
  Мне в этом повезло больше других, — рассказывает знаменитый художник. — Когда я работал на «Союзмультфильме», туда привозили лучшие образцы мультипликации, и были такие внутренние просмотры. Мы с восторгом смотрели работы таких мультипликаторов, как МакЛарен, Кэролайн Лиф. Видели совершенно удивительные фильмы Алексея Алексеева, который эмигрировал во Францию и разработал для съемок фильмов уникальный игольчатый экран. Мы видели и невероятную югославскую мультипликацию. Сейчас существует целый ряд мультипликационных фестивалей, где можно увидеть образцы современной мультипликации. Не той, что нам показывают по телевизору или в кино. Ведь это все же коммерческие продукты.
В наше время элитарные мультфильмы стали все же доступнее. Благодаря Интернету можно найти что-то стоящее. Так, с помощью Сети сам Виктор Платонов собрал большую коллекцию мультипликации. Причем не только современные работы. Удалось найти и кое-что из старенького — то, что он мечтал посмотреть десятки лет назад и только сегодня, наконец, увидел.
  По мнению Виктора Леонидовича, в современной жизни сложно говорит об упадке или развитии мультипликации. Студий, подобных «Союзмультфильму», сегодня нет. Современные студии ориентированы на производство коммерческой продукции. И хотя из большого количества фильмов, которые выпускались на «Союзмультфильме», шедеврами тоже являлись далеко не все, общий уровень был достаточно высоким.
  — Сейчас у нас перед глазами телевизор. Мы не так часто ходим смотреть мультфильмы в кино, да и туда привозят исключительно коммерческий продукт. И поверьте, в данном случае какой-нибудь «Шрек» — не самый плохой вариант, — рассуждает Виктор Платонов. — Я, например, посмотрел его с удовольствием. Есть хорошие образцы, но авторская, высокая мультипликация, которую можно назвать искусством, широкому кругу зрителей недоступна. Увы, нет такого, чтобы люди могли пойти в кино и посмотреть программу современной достойной мультипликации. Ведь схема проката этому очень мешает. На искусстве денег не заработаешь. Поэтому для развития нужны какие-то фестивали, клубные показы. Это было раньше. Лучшие образцы можно было посмотреть на закрытых показах. В Москве существовал клуб кукольников при СТД и был журнал «Наш, только наш». Кукольники рассказывали о своих достижениях, делились опытом, а мультипликаторы показывали то, что удалось снять или привозили интересные работы. Мне бы очень хотелось, чтобы такие встречи возродились. Это бы пошло на пользу и театральным художникам, и мультипликаторам, и зрителям.
Текст: Мария Алисова
Фото: Компанец (Skela) Александра 
Специально для интернет портала ВТомске





 





 



 


 



Комментариев нет:

Отправить комментарий