воскресенье, 9 октября 2011 г.

Мозаичных дел мастер

    К 21 веку появилась огромная масса появилась техник и способов облагородить архитектуру. Украсить фасад и внутреннее убранство помещения можно самыми разными материалами. Но есть техники и способы украшения не только проходящие через века, но и получившие признание, ставшие отдельным видом искусства за свою красоту и сложность.
       
Одним из таких видов монументального искусства является мозаика, берущая свое начало еще в Византии и активно используемая по сей день. Поскольку это очень тонкое и кропотливое занятие, то и настоящих мастеров-мозаичистов мало. В Томске трудится мастер по мозаике Алексей Михайлович Потемкин, мастер храмовой мозаики, создавший мозаичные иконы не только в храмах нашего города, но и в городах Сибири и даже за рубежом. Во многих Томских храмах есть мозаичные иконы в исполнении Алексея Михайловича Потемкина.
           Создание мозаики начинается с выполненного в масштабе эскиза, на котором уже прорабатывается мозаичная кладка. Затем создается большой рисунок в цвете в натуральную величину, он называется «картон», на картоне также должны быть проработаны элементы мозаичной кладки. Чтобы приступить к непосредственному созданию мозаики, необходимо воспроизвести рисунок с картона на кальке, после чего перенести его на временную основу. Как правило, в качестве временной основы используется тонкий слой пластилина. Набор выполняется фрагментами, которые собираются в большое общее полотно.
Материал, из которого выполняется мозаика, называется смальта – непрозрачное стекло, сваренное в специальной массе.
           - «Смальта не выгорает, спокойно переносит перепады температуры и поэтому может служить веками. Мы выписываем смальту из Италии, и на месте режем или раскалываем ее модули (кусочки) необходимого размера. Самый большой модуль – 1см, для более мелких деталей необходимы элементы поменьше. Создание мозаики – практически ювелирная работа, фрагменты смальты наносятся на временную основу пинцетом». – рассказывает Алексей Михайлович.
Сама манера мозаичной кладки – Византийская, художник-мозаичист не просто копирует икону, а придает большое значение графической кладке, она называется «графья». Разумеется, времена расцвета Византии давно миновали, и каждый мастер привносит свои особые элементы при создании мозаики. Храмовая мозаика не является копией уже готовых икон, соблюдая каноническую основу – иконографию, мастер проделывает большой труд, чтобы вписать мозаичную икону в архитектурный ансамбль храма – это одна из основных задач для монументального искусства.
          - «Икона должна жить и работать вместе с храмовой архитектурой, а не выбиваться из нее» - отметил Алексей Потемкин.
После завершения набора единая мозаика скрепляется тканью, и ее разделяют на отдельные пронумерованные фрагменты, готовые к транспортировке. Последним этапом является перенос частей мозаики на стену, куда она и стремилась с самого первого этапа – эскиза.
         - «Трудно сказать, сколько времени уходит на создание одной мозаики. Это зависит от сложности работы. Фон выкладывается довольно быстро, а такие сложные вещи как проработка ликов и орнаментов всегда занимают много времени. Рабочий процесс всегда непредсказуем и никогда не предугадаешь за неделю или за месяц закончится работа. Много времени уходит на подготовку, проработку эскиза» - добавил мастер.
Для того, чтобы начать осваивать профессию мозаичиста, нужно иметь художественное образование, на базу которого будут накладываться тонкие элементы монументального искусства. В мастерской Алексея Потемкина трудятся его ученицы, помогая мастеру делать работу и одновременно осваивая профессию.
«Это непростое и трудоемкое дело, оно требует усидчивости. Не все выдерживают такой кропотливый труд. Одного интереса здесь недостаточно, нужно иметь терпение. У мозаики большие возможности создавать сложные психологические и сюжетные вещи».
Сейчас Алексей Михайлович работает над иконой «Воскресение Господне» для Знаменского кафедрального собора в городе Кемерово, икона будет смонтирована в алтаре внутри помещения.
           - «Моя работа по мозаичному делу в Томске началась с Преображенской часовни памяти чернобыльской трагедии, на фасаде которой смонтирована большая икона «Преображение Господне». После этого были сделаны три иконы для Петропавловского собора, центральный вход Богоявленского собора был оформлен иконой «Спас Нерукотворный». Рядом с Богоявленским собором смонтирована икона «Макарий Невский», а на втором этаже храма можно увидеть небольшую мозаику с двумя ангелами», - рассказывает Алексей Потемкин.
Последняя работа в Томске, сделана в часовне возле Знаменской церкви. В прошлом году на фасаде самой Знаменской церкви были смонтированы три иконы «Знамение Абалакское», «Николай Чудотворец» и «Серафим Саровский», а в часовне рядом месяц назад была закончена новая икона высотой 4 метра 28 сантиметров «Живоносный источник».

Текст: Дарья Чернявская,
Фото: Александра (Skela) Компанец
Специально для Томского Обзора






















Комментариев нет:

Отправить комментарий